Комментарии к тексту Тотального диктанта 2015 г.
по трилогии Евгения Водолазкина
«ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРЬ»
Комментарии написаны д.ф.н., доцентом И. Е. Кимом, д.ф.н., профессором Н. Б. Кошкаревой, к.ф.н. Н. В. Кузнецовой. В обсуждении принимали участие члены Экспертного совета Тотального диктанта: Е. В. Арутюнова, к.ф.н. Т. И. Белица, д.ф.н. Л. И. Горбунова, С. В. Друговейко-Должанская, Т. А. Заковряшина, д.ф.н. Г. М. Мандрикова, к.ф.н. В. М. Пахомов, к.ф.н. Т. Н. Пермякова, М. М. Ровинская, к.ф.н. Ю. А. Сафонова, к.ф.н. М. В. Шпильман.

Все позиции, к которым даются комментарии, пронумерованы. Под одним номером может быть несколько комментариев, если в том или ином слове возможно несколько ошибок, а также если номер относится к парным знакам препинания. Номер, стоящий после пробела, символизирует отсутствие знака препинания в данной позиции, который может быть поставлен ошибочно. Пустой квадратик в таблице обозначает отсутствие знака препинания в данном месте. Если знаки препинания перечисляются через косую черту, это значит, что допустима вариативность.


Через мгновение раздаётся музыка, хриплая, заикающаяся, и всё же музыка.
Через мгновение раздаётся музыка, хриплая, заикающаяся, и всё же музыка.
через
Написание букв на месте безударных гласных корня, которое не может быть установлено по общему правилу (непроверяемых гласных), определяется по словарю. [ПАС. Орфография. § 34] Слову через с полногласным сочетанием ере соответствует устаревшее слово чрез с неполногласием, в котором ударение падает на гласный второго слога.
мгновение / мгновенье
мгновение / мгновенье
Написание букв на месте безударных гласных корня, которое не может быть установлено по общему правилу (непроверяемых гласных), определяется по словарю. [ПАС. Орфография. § 34]

мгновение / мгновенье
Написание буквы и на месте безударного гласного в окончании именительного падежа множественного числа существительных на -ие (мгновение) относится к числу непроверяемых.

мгновение / мгновенье
Написание буквы е на месте безударного гласного в окончании именительного падежа существительных среднего рода проверяется подбором других слов, в которых в том же окончании гласный стоит под ударением, например: бытие, острие. [ПАС. Орфография. § 33; § 67]
мгновение / мгновенье
Написание букв на месте безударных гласных корня, которое не может быть установлено по общему правилу (непроверяемых гласных), определяется по словарю. [ПАС. Орфография. § 34]
мгновение / мгновенье
Написание буквы и на месте безударного гласного в окончании именительного падежа множественного числа существительных на -ие (мгновение) относится к числу непроверяемых.
мгновение / мгновенье
Написание буквы е на месте безударного гласного в окончании именительного падежа существительных среднего рода проверяется подбором других слов, в которых в том же окончании гласный стоит под ударением, например: бытие, острие. [ПАС. Орфография. § 33; § 67]
раздаётся
раздаётся
В приставке раз- (рас-) / роз- (рос-) на месте безударного гласного пишется буква а, а под ударением – о. В слове раздаётся гласный в приставке стоит в безударной позиции, поэтому пишется буква а. [ПАС. Орфография. § 40]

раздаётся
Приставка раз- (рас-) стоит перед корнем, начинающимся со звонкого согласного д, поэтому в приставке пишется буква з. В приставках на з / с согласные уподобляются друг другу по глухости / звонкости: перед буквами, обозначающими глухие согласные, пишется с; перед буквами, обозначающими звонкие согласные, пишется з. Поэтому перед буквой д, передающей глухой согласный, пишется буква з. [ПАС. Орфография. § 82]

раздаётся
Написание буквы а на месте безударного гласного в корне проверяется подбором другой формы того же слова или однокоренного слова, в котором гласный стоит под ударением, например: раздаться. [ПАС. Орфография. § 33; § 34]
раздаётся
В приставке раз- (рас-) / роз- (рос-) на месте безударного гласного пишется буква а, а под ударением – о. В слове раздаётся гласный в приставке стоит в безударной позиции, поэтому пишется буква а. [ПАС. Орфография. § 40]
раздаётся
Приставка раз- (рас-) стоит перед корнем, начинающимся со звонкого согласного д, поэтому в приставке пишется буква з. В приставках на з / с согласные уподобляются друг другу по глухости / звонкости: перед буквами, обозначающими глухие согласные, пишется с; перед буквами, обозначающими звонкие согласные, пишется з. Поэтому перед буквой д, передающей глухой согласный, пишется буква з. [ПАС. Орфография. § 82]
раздаётся
Написание буквы а на месте безударного гласного в корне проверяется подбором другой формы того же слова или однокоренного слова, в котором гласный стоит под ударением, например: раздаться. [ПАС. Орфография. § 33; § 34]
раздаётся
На стыке глагольного окончания 3-го лица единственного числа -ет с последующим возвратным суффиксом -ся возникает сочетание тс, которое произносится как ц. На письме каждая морфема передается без изменений. [ПАС. Орфография. § 85]

Сочетание тся в данном случае пишется без мягкого знака. Его отсутствие можно проверить постановкой вопроса: что делает?раздаётся. Это форма 3-го лица единственного числа, в которой мягкий знак не употребляется. [Розенталь Д.Э. и др. Справочник по правописанию... Орфография. § 49.1], Примечание 1
раздаётся
Написание буквы я в возвратном суффиксе -ся относится к числу традиционных.
, / – / 
При помощи парных запятых выделяется ряд обособленных согласованных определений хриплая, заикающаяся, которые занимают нестандартное положение – не до определяемого слова музыка, а после него. [ПАС. Пунктуация. § 46.1]

Перед рядом этих определений возможна постановка тире, так как они стоят после определяемого слова музыка в конце предикативной части и выделены интонационно, так как имеют пояснительно-уточняющее значение. [ПАС. Пунктуация. § 51]

Допустимо отсутствие какого бы то ни было знака препинания, так как возможно логическое выделение определений хриплая, заикающаяся, если при прочтении не была сделана пауза. [1.П.48.2]

Несмотря на то, что здесь часто встречается постановка двоеточия, оно здесь недопустимо, так как двоеточие в простом предложении возможно только при однородных членах с обобщающим словом. Слово музыка в данном случае обобщающим не является, так как после него идут определения хриплая, заикающаяся, обозначающие ситуативные признаки музыки, а не ее разновидности (ср. допустимость двоеточия в построении типа раздавалась музыка: духовая, симфоническая, джазовая и т. п.).
,
Запятая разделяет однородные определения хриплая, заикающаяся с общим значением плохого качества звука. [ПАС. Пунктуация. § 37.1] Они располагаются после определяемого слова музыка, поэтому между ними ставится запятая. [ПАС. Пунктуация. § 40]
заикающаяся
заикающаяся
Написание буквы а на месте безударного гласного в приставке за- проверяется подбором слов и форм слова с той же приставкой, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: запертый, запись, заводь. [ПАС. Орфография. § 38]

заикающаяся
В суффиксах действительных причастий настоящего времени пишутся те же гласные, что и в формах 3 го лица мн. ч. тех же глаголов, в частности гласный у (ю) – в причастиях глаголов I спряжения, напр.: пашущий, прячущий, борющийся, колющий, колеблющий, сеющий, читающий, рисующий; к I спряжению относится и глагол заикаться. [ПАС. Орфография. § 58]

заикающаяся
На месте непроверяемого безударного конечного гласного в окончаниях именительного падежа именительного падежа единственного числа прилагательных женского рода -ая (-яя) пишется непроверяемая буква я, ср.: красная, большая, синяя. [ПАС. Орфография. § 69]
заикающаяся
Написание буквы а на месте безударного гласного в приставке за- проверяется подбором слов и форм слова с той же приставкой, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: запертый, запись, заводь. [ПАС. Орфография. § 38]
заикающаяся
В суффиксах действительных причастий настоящего времени пишутся те же гласные, что и в формах 3 го лица мн. ч. тех же глаголов, в частности гласный у (ю) – в причастиях глаголов I спряжения, напр.: пашущий, прячущий, борющийся, колющий, колеблющий, сеющий, читающий, рисующий; к I спряжению относится и глагол заикаться. [ПАС. Орфография. § 58]
заикающаяся
На месте непроверяемого безударного конечного гласного в окончаниях именительного падежа именительного падежа единственного числа прилагательных женского рода -ая (-яя) пишется непроверяемая буква я, ср.: красная, большая, синяя. [ПАС. Орфография. § 69]
, / , –
Запятая между частями сложносочиненного предложения, соединенными сочинительным союзом и. [ПАС. Пунктуация. § 112] В первой части подлежащее – музыка, сказуемое – раздается. Вторая часть является неполной: в ней есть подлежащее музыка, а сказуемое отсутствует. Между частями этого предложения возможна постановка тире для усиления значения несоответствия: несмотря на плохое качество звучания, это все-таки была музыка. [ПАС. Пунктуация. § 114] Значение несоответствия усиливается частицей всё же при союзе и. При постановке тире как знака границы частей сложносочиненного предложения перед ним сохраняется запятая, выделяющая обособленное определение хриплая, заикающаяся в первой части.
Сочетание всё же является частицей, а не вводным словом, поэтому запятыми не выделяется. [ПАС. Пунктуация. § 91] Примечание 2
всё же
Сочетания с частицей же пишутся раздельно. [ПАС. Орфография. § 144]
 / –
Часть сложносочиненного предложения и всё же музыка является неполной. Перед подлежащим музыка можно никаких знаков не ставить. Перед подлежащим музыка возможна постановка заместительного тире на месте подразумеваемого сказуемого: и все же (это раздается) музыка. [ПАС. Пунктуация. § 16.1] Факультативное тире может ставиться в стилистических целях после сочинительных союзов или сочетаний их с частицами для придания большей значимости тому члену предложения, который следует за союзом, или для усиления значения неожиданности, несоответствия. В данном случае подчеркивается, что, несмотря на плохое качество, это все-таки была музыка. Ср.: Смерть разула стоптанные лапти, прилегла на камень и – уснула (М. Г.); Я имею бумаги… но – они никуда не годятся (Г.). [ПАС. Пунктуация. § 21.2]

Ошибочны варианты: …раздаётся музыка – хриплая, заикающаяся, – и всё же музыка; …раздаётся музыка, хриплая, заикающаяся, – и всё же – музыка; …раздаётся музыка – хриплая, заикающаяся, – и всё же – музыка. Нежелательно (даже при авторском употреблении) повторение знака тире, когда знаки ставятся на разном основании [ПАС. Пунктуация. § 162]